- Самат, что это за проект такой, которым интересуются серьезные люди, несмотря на твой довольно молодой возраст и сильно не местный паспорт?

— Это доска объявлений, стартап и некий аналог известной в мире платформы, которая является лидером в области интернет-магазинов, она приносит миллиарды. Мигранты тоже перешли на другое мышление, им тоже интересен онлайн-шопинг или поиск онлайн-услуг.

Мы хотим, чтобы любой желающий мигрант мог открыть себе интернет-магазин, который продает товары. Целевая аудитория — мигранты из Средней Азии, Кавказа, Молдовы и Украины. Как вы понимаете, речь идет о большом, но стихийном пока рынке.

- Как возникла эта идея?

— У нас есть группы в «Одноклассниках» с очень широкой аудиторией, изучив  которую можно делать смелые выводы. Например, многие хотят открыть интернет-магазин, но у них трудности с формальностями — собрать документы и все такое. И главное, они не знают, как выйти на рынок, потому что не знают, как правильно настроить рекламу.

- Как ты понимаешь, контент для мигрантов очень колоритный. Как его будете отслеживать?

— Будет строгая модерация согласно законодательству Российской Федерации. К примеру, запрещена продажа сомнительных услуг, медикаментов. Вначале возможность продавать через наш ресурс будет бесплатной, затем перейдем на постепенную монетизацию.

- Из каких соображений ты запускал платформу? Потом, ты же понимаешь, что доски объявлений для мигрантов уже существуют.

— Владельцу будущего интернет-магазина не надо будет открывать свой домен, для него уже все готово. Потом, у нас, как я сказал, универсальная доска объявлений, ей аналогов нет. В том, что в этом есть надобность, я убедился, анализируя рынок три года. Плюс там будет еще дополнительная субплатформа для киргизов по всему миру. 

Не секрет, что в Москве есть платформы, которые зарабатывают в год миллиарды на доске объявлений. Заметьте, это миллиарды  не на продажах нефти, это деньги из воздуха.  Через эти порталы продвигается бизнес, и эпоха покупки пиццы через интернет прочно входит в жизнь людей нашего постсоветского пространства. А в Москве это уже давно норма.

У каждой диаспоры, кстати, будет своя отдельная страница, чтобы избежать рисков, межнациональной розни, к  примеру. Контент будет интересным.

Стартап для мигрантов

- Расскажи немного о себе. Тебе 21 год, и ты родом из отдаленного киргизского поселка. Как ты попал в Москву?

— Да, я приехал сюда лет пять назад помогать семье, у которой были не лучшие времена (как и у всех земляков в Москве, есть ощущение), карабкались долго и упорно. Но решили, что старший брат с мамой будут работать, а я учиться. И не прогадали — окончил училище по профилю «гостиничное дело». Я занимаюсь компьютерной техникой с 2013 года и  маркетингом года четыре. Позже проходил курсы SEO, вообще учился везде, где только можно. По окончании училища попал в сеть гостиниц, у которых номерной фонд доходи до 300 и которые надо было заполнять на 90%! И я в той команде смотрел, как они это делают, кстати, у них это получалось. Это был первый опыт в маркетинге.

В колледже, кстати, скептически относились к мысли, что мигрант может запустить бизнес-платформу, а я  еще тогда бредил этой идеей и пробовал себя во всем… Я, обычный парень в статусе мигранта, и в самом деле завоевывал российский рынок за счет действий и упорной работы, нежели из-за умения красиво по-русски говорить.

Кроме того, я проходил обучение в центре по интенсивной прокачке нового или существующего бизнеса, и там у меня сегодня много друзей. Они меня стали рекомендовать в приличных кругах, среди владельцев предприятий и заводов. Сегодня этот «сарафан» стал на меня работать.

В данное время могу сказать, что нами стали интересоваться люди из венчурного фондов  России — это фонды, которые инвестируют в стартапы, и, как правило, там очень много денег…

- Что тебе внушает уверенность в том, что инвесторы за тебя возьмутся?

— У меня есть опыт в маркетинге, я знаю, как выйти на большой мигрантский рынок, плюс я пойму ряд языков тюркской группы, на которых говорят миллионы мигрантов. Кроме того, мне знаком менталитет каждого мигранта, ведь я из их числа…  Инвесторов и партнеров, желающих инвестировать в наш проект, стало много, есть даже несколько киргизских бизнесменов в Москве, которые хотят поспособствовать продвижению нашего стартапа.  

- Если говорить о земляках, киргизах в России, в какой области они сильны?

— Растет число тех, кто работает на себя и реально платит налоги. Если о предпринимательском таланте, то киргизы успешно показали себя в общепите, бьюти-сфере и особенно в грузоперевозках.  Но на сегодняшний день обычные ребята сильны  в самой работе, в сфере обслуживания.  Они быстро вникают в суть работы, покладисты и готовы расти, разговорная речь у наших ребят как у самих россиян. Кстати, также запускаем онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков среди моих земляков. А то пока в одном конце кто-то ищет перевозчика, в другом конце простаивает целая колонна фур, которая не сможет тронуться, пока не наберет клиентов.

А мой русский язык, да, претерпел изменения, но я не из того края, где на нем не говорят. В Таласе много национальностей проживает, и русский язык там тоже язык межнационального общения…

Я вырос в ПГТ с населением 25-30 тыс., там было много русских, немцев, турок и курдов…

Беседовала Айгуль Ниязалиева