Современная Россия является миграционно привлекательным государством для многих стран мира.

Значительная часть трудовых мигрантов прибывает в нашу страну в безвизовом порядке. Это обстоятельство придает российским миграционным процессам уникальность. С одной стороны, между целым рядом государств бывшего советского пространства действует режим въезда, обеспечивающий их гражданам максимальную реализацию права на свободу передвижения. С другой стороны, в Россию беспрепятственно прибывает значительное количество иностранцев, не знающих русский язык и основы миграционного законодательства, а значит не готовых воспользоваться предоставленными им правами и средствами защиты таковых. Кроме того, немалое количество мигрантов не знакомы с культурными традициями страны и принятыми правилами поведения, что, в свою очередь, таит в себе опасную возможность межнациональной напряженности в обществе.

Иными словами, на российской территории ежегодно находится множество иностранных граждан, не имевших возможности или достаточной мотивации к полноценной интеграции в социальное пространство. Аналогичные проблемы знакомы многим странам мира. Поэтому российские ученые, представители государственных структур, институтов гражданского общества сегодня особое внимание уделяют изучению соответствующего опыта, накопленного нашими зарубежными партнерами.

В настоящее время Федеральная миграционная служба уделяет особое внимание содействию адаптации и интеграции иммигрантов в российское общество. При этом мы считаем, что настала пора не ограничиваться абстрактными дискуссиями, а перейти к эффективным проектам, к работе на результат.

В связи с этим, помимо изучения зарубежного опыта интеграции, Служба уделяет значительное внимание организации практических проектов и разработке нормативной правовой базы в области следующих направлений. В их числе, во-первых, создание системы организованного привлечения трудящихся мигрантов для работы в России, которая включает качественную домиграционную подготовку; во-вторых, содействие консолидации усилий институтов гражданского общества и государства в совместной деятельности по адаптации и интеграции иммигрантов.

###

Для достижения поставленных целей ФМС России наладила активное взаимодействие с национальными объединениями в этой области. Национальные объединения (диаспоры) являются своего рода «центром притяжения» для мигрантов. Поэтому мы считаем, что создать оптимальные отношения принимающего сообщества с иностранными гражданами возможно лишь при участии диаспор в работе по правовому и культурному просвещению их соотечественников. Именно диаспора может оказать первоначальную поддержку прибывшим иностранцам в обретении необходимых знаний и навыков поведения, которые бы помогли мигранту находиться в правовом поле и эффективно адаптироваться к условиям страны пребывания.

В настоящее время территориальные органы ФМС России осуществляют взаимодействие с 1554 национальными объединениями (из них: 1399 официально зарегистрированы, 155 неформальные). В первом полугодии 2012 года проведено 723 встречи с их руководителями или представителями. Целью таких встреч является разъяснение положений миграционного законодательства, изучение ситуации в этнических сообществах, выработка форм взаимодействия, направленных на содействие интеграции. Также необходимое внимание уделяется вопросам профилактики противоправных проявлений, своевременному выявлению назревающих конфликтных процессов.

В рамках сотрудничества с национальными объединениями открываются курсы русского языка, проводится информирование иностранных граждан о миграционном законодательстве, издаются памятки для мигрантов. Подготовлены и изданы краткий словарь для мигрантов, учебное пособие по русскому языку.

В регионах созданы и функционируют общественно-консультативные советы при территориальных органах ФМС России (далее - ОКС), работают Межведомственные комиссии в сфере миграции. В рамках деятельности ОКС рассматриваются вопросы противодействия экстремизму и профилактики экстремистских проявлений.

Работа на данном направлении не ограничивается сотрудничеством с национальными объединениями. ФМС России ведет конструктивный диалог с научным сообществом, общественными и религиозными организациями. Наше ведомство открыто к общению и находит массу точек соприкосновения с институтами гражданского общества. Совместно с фондом «Русский мир» проведено два проекта по обучению русскому языку в рамках домиграционной подготовки в странах исхода мигрантов. В настоящее время разрабатываются новые проекты.

Одним из условий эффективной социальной адаптации и последующей интеграции в общество иностранных граждан является знание языка принимающего государства, основ государственно-правового устройства, ценностей, истории, культурных традиций, норм поведения.

Поэтому взаимодействие подразделений ФМС России с институтами гражданского общества направлены и на содействие в открытии языковых курсов для мигрантов.

В настоящее время при содействии территориальных органов ФМС России действуют 234 курсов русского языка, из них - 50 на бесплатной основе. Только в первом полугодии 2012 года на территории Российской Федерации открыто 25 новых курсов русского языка для мигрантов и детей-инофонов (из них - 19 на бесплатной основе).

Совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом в северной столице на базе территориального органа ФМС России недавно был открыт первый в стране класс электронного тестирования мигрантов. Его апробация показала, что такое тестирование является более дешевым и более оперативным. Аналогичные проекты сейчас прорабатываются в г. Москве.

Кроме того, активно ведутся консультации с рядом общественных и религиозных объединений по созданию адаптационных центров для мигрантов, организовано консультирование иностранных граждан на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг (МФЦ) в целом ряде субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам миграционного законодательства Российской Федерации.

###

Вместе с тем, работа в области адаптации и интеграции сопряжена с рядом проблем. Предварительное изучение ситуации в данной области обозначило следующие обстоятельства, затрудняющие интеграционные процессы:

1. Пока не создана единая система государственного регулирования процессов адаптации и интеграции иммигрантов, что препятствует эффективному использованию иностранных трудовых ресурсов, а также таит в себе опасность проявлений ксенофобии, мигрантофобии и напряженности в обществе.

2. Нуждается в развитии нормативная правовая база, необходимая для осуществления успешной деятельности в области интеграции. В частности, пока еще не разработаны механизмы стимулирования деятельности неправительственных организаций в данной сфере. В силу этого многочисленные начинания общественных организаций носят порою фрагментарный характер, а их потенциал крайне недостаточно используется обществом.

3. Согласно экспертным оценкам, 15-20% находящихся на территории России мигрантов не владеют русским языком вообще, 50% не в состоянии самостоятельно заполнить анкету. Важно учитывать, что знание русского языка выступает не только условием для развития правовой грамотности и социо-культурной компетенции трудовых мигрантов, но и является основой их безопасного и комфортного пребывания в стране приема.

Более того, именно данная категория иностранцев составляет группу риска, которая чаше всего становится объектом противоправных устремлений и дискриминации со стороны криминальных группировок, коррумпированных чиновников, работодателей, а также своих соотечественников, обосновавшихся в России.

4. Имеющийся порядок организации труда не стимулирует самих мигрантов и работодателей активно участвовать в интеграционном процессе.

В частности, далеко не все работодатели, использующие труд мигрантов, проявляют заинтересованность в том, чтобы их иностранные работники знали язык принимающей страны, основы законодательства (в том числе и свои права), а также обладали необходимыми социокультурными навыками поведения.

5. Система организованного привлечения трудящихся-мигрантов пока еще находится в стадии становления. Поэтому на сегодняшний день лишь незначительная часть трудовых мигрантов попадает в Россию в организованном порядке, получив в странах исхода необходимую до-миграционную подготовку. (В данном случае речь идет о получении профессиональной подготовки, знании языка, основ миграционного законодательства, а также культурных традиций и норм поведения принимающего общества.)

6. Особая актуальность принадлежит проблеме формирования толерантности в обществе. Решению этой проблемы мы придаем особое значение. Мы полагаем, что общество, нуждающееся в труде мигрантов, обязано заботиться не только о собственной безопасности, но и о создании комфортных условий для пребывания иностранцев в России. В частности, ФМС России разрабатывает ряд информационных проектов, направленных на формирование позитивного имиджа мигранта и преодоление мигрантофобии в обществе.

 

Итак, работа по содействию адаптации и интеграции иммигрантов в российское общество находится еще в стадии становления. Есть надежда, что предпринимаемые усилия, изучение и разумное использование имеющегося международного опыта, взаимодействие государства с институтами гражданского общества позволят выстроить эффективную интеграционную систему, которая даст возможность обеспечить и гармонично сочетать права и законные интересы как мигрантов, так и российского населения.