Во все времена родственники жениха и невесты строили особые взаимоотношения, подчеркнуто уважительные и внимательные.

По обычаю существовали ранние формы сватовства (кудалашуу). Если близкие друзья хотели породниться друг с другом, то обряд назывался «бел куда» - «сосватать еще неродившихся детей». Если дело касалось уже младенцев, то это называлось «бешик куда» - «сватовство с колыбели». При этом родители давали клятву навеки, подтверждая ее ритуальными действиями, - прикасались зубами к стреле лука, надрезали безымянный палец, чтобы обменяться кровью, надламывали ветки и так далее. Если женитьба детей по жизненным обстоятельствам не удавалась, то они оставались клятвенными друзьями (анттуу дос, или акыреттик дос). При колыбельном сватовстве родители обеих сторон называли друг друга не по имени, а как сватов: куда-сват, кудагый-сваха. При этом девочке-будущей невестке надевали на ухо серебряные серьги - сойко салуу. Был обычай добрачных свиданий жениха с невестой, имевший серьезное значение в подготовке к свадьбе. Для свидания будущих молодоженов ставили юрту со всем убранством, в которой проводились различные игры и развлечения (кыз ойнотоор). Существовала традиция, по которой будущий жених, прежде чем попасть в юрту, должен был с наружной стороны сбить головной убор своей нареченной шокуле через специальное отверстие - это называлось «такыя сайуу». Если он не задевал головного убора невесты, это могло повторяться несколько раз. Затем устраивалось их свидание (жар корушуу). Устраивались игры типа тануу - подвязывание, бээ кармоо - ловля кобылы, кыз куумай - погоня за девушкой и так далее. Такое свидание с невестой продолжалось до утра, это происходило за несколько недель до свадьбы. За 15 дней до тоя - пира по случаю женитьбы - жених давал угощение аилу (селу) невесты - жыгач тушуруу. В день приезда родителей и родственников жениха в аиле отца невесты устраивали проводы невесты (кыз узатуу), в ходе которых невеста прощалась со всей родней и устраивала девичник для сверстниц.

Все это сопровождалось зрелищами и увеселениями, состязаниями приглашенных акынов - певцов-сказителей, множеством игр. Проводы невесты и ее переезд в селение жениха сопровождалось такими обрядами, как кемпир олду - смерть старухи, чал жыгар, кыз кыншытуу, жыюу-жаюу, жук керуу, укурук байтал, орок кой, тундук которуу, тешок талашуу, толгоо табак, той таратуу, также конноспортивными состязания. Перед процессией протягивали веревку (аркан тартуу), чтобы родители жениха могли откупиться раздачей подарков. Одним из самых главных свадебных обрядов, сохранившихся у киргизов по сей день, был выкуп за невесту (калын) в виде нескольких видов скота, количество которого доходило до девяти тогуздан (цифры девять и семь у народа имеет сакральное значение).

Также на девяти деревянных чашках (тогуз табак) подносили будущим сватам ритуальные блюда, предметы одежды и мелкие сувениры. Большое значение в процессе женитьбы молодых придавалось кийиту - обряду раздачи подарков в виде дорогой верхней одежды и головного убора родне невесты. Накануне свадьбы невесте расплетали девичьи косички и заплетали женские косы, что символизировало ее переход во взрослую жизнь. Одев в свадебный наряд невесту, снохи получали подарки за ее показ (жуз корушуу), в итоге проводы невесты сопровождались громкими плачами и причитаниями женщин (кошок айтуу).    После переезда в аил жениха устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного убора (вместо шокуло на её голову одевали элечек - белый тюрбан), посвящение огню - отко киргизуу, заключение брака - нике кыюу, смотрины невесты - келин коруу, назначение посаженых родителей - окул ата, окул эне и другие. Невестка по обычаю не имела права называть по имени родственников мужа (тергео), заменяла их имена другими словами. Этот запрет действовал в течение всей жизни невестки.  Согласно традиции, если девушка выходила замуж, то она навсегда покидала отцовский род, поэтому пословиц, посвященных замужеству девушки, немало. В отношении невестки существовали обычаи запрета. Помимо запрета называть по имени родственников мужа, она не могла сидеть спиной к родственникам мужа, сидеть с протянутой ногой, резко и громко говорить, ходить с непокрытой головой, босой, избегала прямой встречи со старшими родственниками мужа и так далее. Однако и сами старшие родственники мужа соблюдали особый этикет в отношении к снохе (келин). Одно из ритуальных значений имел обычай посвящения - отко киргизуу. Каждая родственная семья приглашали по очереди молодоженов, знакомила невестку с родственниками мужа, в их честь резали скот, надевали на ее голову белый платок (ак жоолук). Белый цвет у киргизов символизировал чистоту, счастливый путь, счастье и чистые помыслы.

По обычаю невестка через год посещала аил родного отца (торкулее) и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. По обычному праву родители невестки приготавливали приданое (сеп), которое передавали в день свадьбы стороне жениха. В состав приданого входило все, что необходимо для жизни молодоженов, от иголки с ниткой до скота, причем приданое не должно было быть меньше выкупа-калыма.

Согласно кыргызским традициям, если девушка выходила замуж, то она навсегда покидала отцовский род: «чыккан кыз чийден тышкары» - «девушка, вышедшая замуж, как чужая»; «кыз башка элдин кишиси» - «девушка-человек чужого рода» - такими словами сопровождалось замужество кыргызских девушек. Это выражало серьезное отношение родни к браку.

Многие кыргызские традиции, в том числе и свадебные, сохранились и до настоящего времени. Они модернизированы, но в идейном плане донесены в полной сохранности.

http://www.scout-kg.narod.ru/library/l_tradicii.obichii.html

 

http://centralasia-travel.com/ru/countries/kirgistan/custom