В то же время ко всем жизненным обстоятельствам человек должен был быть готов. В предсмертном состоянии человек оставлял керез - завещание, которое надо было исполнить так, как завещал покойник. Смерть человека считалась горем для всей семьи, рода.

Киргизы делили жизненные события и обстоятельства на радостные события -«жакшылык» и горести -«жамандык». Считалось, что между этими двумя событиями расстояние в один миг. Это выражалось в поговорке: жамандык менен жакшылык кабак каштын ортосундай жакын.

Жизнь считалась у киргизов высшей ценностью, и поэтому при жизни старались совершать добрые дела, не обижать друг друга по мелочам, иметь большое потомство и много скота, породниться с более знатным родом, более уважаемыми людьми. В то же время ко всем жизненным обстоятельствам человек должен был быть готов. В предсмертном состоянии человек оставлял керез - завещание, которое надо было исполнить так, как завещал покойник. Смерть человека считалась горем для всей семьи, рода. Если умирал молодой человек, то через тундук юрты выставляли красный флаг, если старый - белый. Это был ритуальный знак для прибывающих на похороны людей. В юрте, где лежало тело покойного, могли находиться только женщины: они исполняли традицию оплакивания - кошок. Если умер мужчина, то жена расплетала волосы и оплакивала мужа.

Все женщины в юрте сидели лицом к стене и громко причитали. Обряд похорон у киргизов сохранился и в наши дни. Ритуал состоит из нескольких непреходящих этапов: кабар айтуу - оповещение о смерти, кара кийуу - переодевание вдовы в траур, конок алуу - прием и расположение гостей, соек жуу - омовение покойного, кепиндоо - оборачивание покойника в саван, узатуу - проводы, соекту койуу - погребение. Раздача одежды и личных вещей покойного (муче), широко распространенная традиция раздачи ткани - жыртыш. Общая поминальная трапеза называлась кара аш.

Поминальный цикл состоял из трехдневки (учлук), семидневки (жетилик), сорока дней (кыркы) и годовщины (аш). Последним завершался траур по покойному.

Поминальная трапеза у киргизов - это отдельная сложная традиция. Во все времена было принято резать скотину, в основном лошадь, мясо раздавалось гостям и всем пришедшим на похороны, в казанах жарились боорсоки и подавались на стол вместе сухофруктами, сладостями и мясом. Поминальные блюда доедали до конца, так как считалось, что духи умерших будут сыты и довольны от трапез, устроенных в их честь.

Существовало представление о том, что духи умерших (арбак) питаются запахом приготовленных блюд, поэтому в случае, когда надо было вспомнить умерших, кыргызские хозяйки устраивали «жыт чыгаруу» - обряд приготовления ритуальных блюд с прочтением молитвы.

В дни похорон проявлялись лучшие качества людей. Сопереживание было не только моральным, каждый из близких и родных нес свою четкую функцию: кто-то отвечал за оповещение, кто-то - за распределение ритуальной еды, расположение гостей и так далее.

В эти дни прекращались любые споры, существовал особый такт в отношении старших, люди слаженно работали в команде, спорить и ругаться считалось высшим неуважением к покойному.

Никакие причины не могли послужить оправданием отсутствия кого-либо из близких на похоронах.

Основное бремя расходов у киргизов называется чыгым. Оно издревле ложилось на родственников и сородичей, также на сватов (кудалар). Каждая группа приносила с собой материальную помощь в виде скота (кошумча).

Неотъемлемой частью обряда похорон в старину был обычай устраивать конноспортивные состязания, которые могли себе позволить в основном богатые семьи и роды. Кемеге байге, или кер байге - малые скачки - устраивались в день похорон, большие - в день годовщины. Эти состязания продолжались в течение нескольких дней и превращались в грандиозное зрелище, общенародный театр. Устраивались поединки на пиках, козлодрание  (улак тартыш), скачки, стрельбы и отдельные игры для женщин.

В день завершения поминок (аш) устраивали обряд снятия траура - аза кийим которуу. Близкие родственники покойного снимали с себя траур и сжигали, все котлы, в которых варилась еда, оставляли в перевернутом виде, а изображение мертвого отвозили на могилу. Только после выполнения всех этих обрядов семья могла вернуться к повседневной жизни.