Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в I тысячелетии до нашей эры, донесший сквозь века до наших дней свое самоназвание. Есть несколько этимологий слова «киргиз». Самые распространенные из них: кыргыз - «кырк кыз» - «сорок девушек» и кыргыз - «кырылгыс» - «неистребимые». Вторая версия считается более правдоподобной: в древности количество киргизов, совершающих постоянные набеги на другие народы, было столь велико и неистребимо, что так и могло закрепиться название этноса. Предки киргизов представляли собой экспрессивный и воинствующий народ, в период достижений обладавший большим запасом земель, развитой рунической письменностью, многочисленным населением, самостоятельной политической структурой.

Время от времени они входили в мощный племенной союз центральноазиатских кочевников, в IV-III веках до нашей эры серьезно тревоживший Китай, что послужило основной причиной строительства Великой Китайской стены. Около 15 веков Кыргызстан был местом, соединяющим Запад и Восток: три ветки Великого Шелкового пути пролегали через территорию Кыргызстана. Богатство, колорит и разнообразие истории Кыргызстана тем самым наложили свой неповторимый отпечаток на образ жизни, характер, внешность, обычаи, традиции и культуру древнего народа.

Этнотип

 Существуют различные мнения о формирования кыргызской народности, при этом три главных компонента, определяющие происхождение киргизов, считаются неоспоримыми:

- местное европеоидное, преимущественно тюркоязычное население Тянь-Шаня;

- монголоидные тюркоязычные племена Южной Сибири;

- часть монголоязычных племен Центральной Азии.

По расовому типу киргизы относятся к южносибирской монголоидной подрасе.  Современный тип киргиза сложился не ранее XIII века. Основные физические предки - выходцы из Южной Сибири. Язык киргизов входит в кыпчакскую группу тюркоязычных народов, но существует версия, что он имеет отношение и к новейшим языкам: алтайским, казахским, нагайским, каракалпакским. По структуре известны три главных объединения киргизской народности, сложившейся в древности: сол канат (левое крыло), он канат (правое крыло) и группа ичкилик.

Верования киргизов

Религиозные воззрения киргизов, под стать своей древней, сложной и многостадийной этнической истории, имеют своеобразную, многослойную историю формирования и становления. Характеризуя нынешнее состояние и степень укоренённой ислама в общественном сознании киргизов, исследователи называют его народным или бытовым исламом. Такое состояние или характеристика ислама, прежде всего, объясняется его синкретизмом - в киргизском исламе наряду с положениями ортодоксального суннитского ислама, органически переплетаясь, сосуществуют отдельные элементы таких до мусульманских форм верований, как тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм и др.

До мусульманские верования киргизов проявляются и в настоящее время, хотя постепенно оттесняются  на задний план, испытывая постоянное влияние и воздействие ислама и прогресса.

Культ природы также являлся обязательным элементом религиозных представлений древних киргизов. Среди них был широко распространён культ Земли и Воды. Почитание Земли и Воды, вероятно, основывались на том, что они выступали как носители жизненного начала.

Религиозные верования древних киргизов были бы неполными без указания их поклонения горам, скалам, водным источникам, рощам, отдельным деревьям и их духам-покровителям. Необходимо отметить, что у киргизов существовало представление о том, что у каждого элемента природы имеются свои духи-покровители (хозяева). Например, дух-покровитель священного места, дух-покровитель родника, дух-покровитель целебного источника и т.д. У человека тоже есть дух-покровитель, например, когда человек умирает говорят: его взял дух-покровитель. В данном случае необходимо иметь ввиду одно из значений слова «ээ» («хозяин») - бог, дух-покровитель. Среди «хозяев», которые имелись у различных элементов природы, были особенно сильные и могущественные. К ним относились духи горных вершин и перевалов. В честь таких духов святых мест киргизы на перевалах, на горных тропах и горных урочищах сооружали обоо, т.е. холм из камней или груду камней - жертву духу горы. На перевалах нередко приносили жертвы их «хозяевам». Эти почитаемые места теперь называются не обоо, а мазар. Они превратились в один из элементов культа мусульманских святых  и считаются местами паломничества и в наши дни.

###

Древность

  Наиболее древние следы обитания человека на территории Кыргызстана, обнаруженные в Центральном Тянь-Шане (близ озера Иссык -Куль) и в Ферганской долине, восходят к палеолиту. Палеолитические орудия были найдены также на юге, в районе Капчигая. В окрестностях Бишкека и Нарына были обнаружены неолитические поселения. В пещерах в долине реки Сары-Джаз найдены наскальные изображения животных. Племена, жившие здесь в V-III тысячелетиях до нашей эры, изготавливали каменные орудия, глиняную посуду, пользовались луком и стрелами. К этому времени относится начало скотоводства и земледелия. Позднее, в бронзовый век, все чаще использовались орудия из бронзы, а затем из меди. В разных районах Кыргызстана обитали обособленные группы земледельцев и скотоводов. Хозяйственный уклад и социальная структура населения претерпели существенные изменения в VII-VI веках до нашей эры. Широко распространяется использование железных орудий и оружия, кочевники объединяются и образуют племенные союзы, земледельческие общины используют рабский труд. Первое из известных объединений племен (саки) образовалось на севере рассматриваемой территории и существовало с VII по III век до нашей эры. Позднее, во II веке до нашей эры, часть сакских и массагетских племен вошла в племенной союз во главе с племенем усуней, просуществовавший до V века нашей эры. Во II веке до нашей эры южные области вошли в состав государства Паркан, а с I по IV век  нашей эры они находились под властью Кушанского царства.

В начале VIII века нашей эры политическая власть находилась в руках тюргешской конфедерации тюркских племен, а в середине века эти земли захватил племенной союз карлуков. В этот период увеличилось количество городов и других поселений в долинах рек Чу и Талас. Земледельцы стали вести активную торговлю не только с кочевыми племенами, но и с большими караванами, следовавшими через долину реки Чу по Шелковому пути из Восточной Европы в Юго-Восточную Азию.

  Великий Шелковый путь

 Особую роль в древности Кыргызстан сыграл  и в формировании величайшего экономического и культурного феномена мировой истории Великого Шелкового пути. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях и впитывая в себя культурные достижения Востока и Запада, Кыргызстан стал тем мостиком, который соединял Запад и Восток. По территории Кыргызстана проходило три ветки древнего караванного пути: памиро-алайская, южная и северная, пролегавшие через высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Памира. На протяжении 15 веков связывали эти дороги Восток и Запад. Характерно, что направления Великого Шелкового пути в течение тысячелетий постоянно изменялись, но маршруты следования караванных путей, пролегающих через эту красивую горную страну, всегда оставались неизменными, то есть Кыргызстан являлся своеобразным хранителем горных ворот этой древней караванной дороги. Великий Шелковый путь дал толчок не только развитию торговли, но и способствовал на протяжении столетий активному обмену духовными ценностями между кыргызским народом и народами других стран.

 

Эпоха кыргызского великодержавия

В V веке до нашей эры вынужденно переселившиеся на новые земли Енисея киргизы очень быстро оформляются здесь в самостоятельное политическое объединение. Исторические источники свидетельствуют о том, что уже к середине VI века киргизы создают свою собственную независимую кочевую державу. К 552-му году этого периода в Центральной Азии набирает силу Великий Тюркский каганат, который становится серьезной угрозой для независимости киргизского каганата. Известно также, что в последующие годы посол киргизского каганата был участником траурной церемонии по умершему Бумыну-кагану, основателю Великого Тюркского каганата. Однако союзнические взаимоотношения между двумя крупнейшими кочевыми патриархально-родовыми державами были очень кратковременны, и уже в 555 году новый каган тюрков Мухан совершает грабительский набег, закончившийся подавлением киргизов. Тем не менее киргизы не признавали полностью над собой власти Тюркского каганата и выжидали удобного случая для возвращения своей самостоятельности. В начале VII века, после распада Великого Тюркского каганата на два самостоятельных кочевых государства, киргизы незамедлительно воспользовались сложившейся для них благоприятной обстановкой, чтобы восстановить и утвердить собственную самостоятельность. К концу VII-началу VIII века д н.э. киргизы становятся влиятельной силой, заставившей считаться с собой могущественные державы Центральной Азии.

###

Алп-Сол, Табу Хэцзу, Тапу - один из основателей кыргызского великодержавия IX в., военачальник и посол киргизов. Во время похода кагана киргизов на государство уйгуров в 840г. возглавлял левое крыло войска. Внес большой вклад в дело образования Великого киргизского каганата на Енисее. В марте I 843 г. ездил послом к императору Китая из династии I Тан. В китайских летописях повествуется, что взошедший на трон в 841 г. император Вуцзун был очень доволен прибывшим от далекого кыргызского кагана послом, которого посадил выше посланника из Бо-Хай, на почетное место. Военный предводитель киргизского кагана и доверенный посол был в Китае не только с политической миссией, чтобы узнать о судьбе побежденных уйгуров, но и с целью оживить торгово-экономические отношения. В ответ китайский император несколько раз посылал к кыргызам своих представителей. Посвященная Алп-Солу эпитафия была обнаружена в Монголии.

Барсбек, Ынанчу Алп Бильге - правитель киргизского государства на Енисее конец VII - начало VIII вв.). Он был выходцем из древней киргизской правящей династии, рано остался без отца, всего их было четыре брата.  У него были старшие и младшие братья. Он смог возглавить киргизское государство в сложных внешнеполитических условиях только благодаря своим личным незаурядным качествам. Чтобы привлечь на свою сторону союзников для борьбы против захватнической политики второго Восточно-Тюркского каганата, отправил во главе с Эрен-Улуком посольство в Тибет. В 711 г. совместно с предводителем тюргешей каганом Сакалом активно готовился к походу на Восточно-Тюркским каганат. Однако каган восточных тюрок Капаган опередил действия своих противников: преодолев хребет Когмен, он напал на ставку киргизов. В 711 г. Барсбек погиб в бою.

С VIII века политическое господство в Центральной Азии переходит в руки уйгурского кагана и киргизы становятся подданными властителей Уйгурской державы. В дальнейшем, по прошествии почти ста лет, киргизы вновь набирают силы, разбивают Уйгурскую державу к 40-м годам IX века и основывают невиданную по военной мощи крупную кочевую державу. Восточное пространство Центральной Азии, начиная от Манчжурии и доходя до Восточного Туркестана, до 20-х годов Х века полностью находится под политической властью киргизов. Именно этот период истории древних киргизов академик В. В. Бартольд назвал «эпохой кыргызского великодержавия». В эту эпоху слава и могущество Кыргызского каганата распространились далеко за пределы Центральной Азии. Система правления армии Кыргызского каганата в 840 году по иерархии описывается следующим образом :

каган - высший титул суверена; совет военного управления (главнокомандующий) - три правителя, семь министров, 10 полководцев во главе тюменов-десятитысячников, 30 тысяч конников, семь тюменов-«кыштымов» (армия из покоренных народов в количестве 70 000 человек).

Внутри каганата стали развиваться хозяйство и культура, различные ремесла и искусства, усложнилась система государственного управления, увеличилось количество воинов и государственных чиновников, в целом способствовавших укреплению власти верховного кагана. Такое состояние могущества и расцвета киргизской державы длилось 80 лет. С середины до начала X века Великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был периодом не только завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период киргизы впервые после победы над Уйгурским каганатом вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В 20-30-е годы Х века на политическую арену Центральной Азии выходят кидани. К этому времени внутреннее единство киргизов начинает ослабевать, и их держава все больше распадается на мелкие раздробленные владения. Постоянные набеги киданей привели к окончательному ослаблению киргизов и разрушению Кыргызской державы.  Надпись Бегре в Енисее гласит о верховном властителе (метиг) киргизов по имени Тёр-Апа, отправленного в пятнадцатилетнем возрасте на воспитание в страну табгачского (китайского) хана. Образованные киргизы из аристократических родов регулярно отправлялись послами в Тюргёшскую, Карлукскую, Тибетскую и Китайскую страны.

 Арабский географ Абу Дулаф отмечает, что «у киргизов есть ручки для писания», в китайском труде «СиньТаншу» - «Новая история Таньской династии» (11 в.) говорится о схожести языка и письменности киргизов с уйгурскими. В связи с тем, что с конца 8 в. уйгуры приняли религию манихеизма, перешли на новую тюркскую письменность («уйгурскую письменность»), а киргизы в течение трёх следующих веков - в 9-12 вв. продолжали пользоваться руноподобной  письменностью. Эта письменность является совершенной алфавитной системой, способной передать все гласные и согласные звуки и буквы. Общее применение этого алфавита в Енисейской долине привело к ускорению интеграции тюркских родов в Южной Сибири и граничащих с ней регионах, возникновению культурно-этнических прочных отношений.

Кризис каганата.  Киргизы в подчинении у монголов

 В XI-XII веках владения киргизов сократились до Алтая и Саян. Между тем рассеянные по огромному пространству части кыргызских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмакским), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII века киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей. Борьба монгольских племен и их нойонов за единство и централизованную верховную власть завершается победой Темучина  и созданием монгольского государства. В 1207-1211 годах Чингисхан организовывает набеги на народы, проживающие в Южной Сибири, в том числе на киргизов. Киргизы посчитали наиболее целесообразным вступить в добровольное подданство к монголам, нежели подвергать себя уничтожению со стороны отлично вооруженных монгольских войск. С этим намерением они отправляют послов из видных представителей своего народа к Чингисхану. Таким образом, киргизы попадают в подчинение к монголам.

###

Мухаммед Кыргыз (Тагай бий) (год рождения неизвестен - 1533) - первый предводитель киргизов, объединивший два племенных объединения - племена "правого" и "левого" крыла киргизов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее киргизов может быть связано только с дальнейшим объединением, усилением и укреплением киргизов, Мухаммед проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением. В 1508 г. объявлен ханом киргизов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и южно-восточные области Казахстана, он заключил с казахскими султанами союзные договора, предусматривающие совместные действия в случае внешней угрозы. В 1517 г. войска моголов вторглись в их владения. Ставка Мухаммеда располагалась в Барсконе - на южном берегу Иссык-Куля. Киргизы потерпели поражение, а сам Мухаммед попал в плен и был увезен в Кашгар. Но уже через год, в 1518 г., Султан Сайд освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда. В 1522 г. Султан Сайд отправил Мухаммеда вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Но возвратившийся в Ала-Тоо Мухаммед вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 г. в ставке киргизов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Узнав об этом, Султан Сайд приказывает тайно схватить Мухаммеда. В 1525 г. его отправили в Кашгар, где мятежный хан находился под надзором  до самой своей смерти (1533 г.). По преданию Тагай бий считается родоначальником основных родов «правого» крыла киргизов, как солто, сарыбагыш, бугу, жедигер, карачоро, багыш, баарынь, саяк, черик, азык, конурат, чертики и т. д.

Кыргызы и Кокандское ханство

Во второй половине XVIII века образуется Кокандское ханство, которое расположилось в Ферганской долине. Расположившись на территории современного Кыргызстана, Южного Казахстана, Таджикистана, Синцзяне-Уйгурского автономного округа, это азиатское государство  стремилось расширить свои владения за счет территорий, в том числе населяемых киргизами. Поначалу кокандцы осуществляют грабительские набеги на Ош и Узген, а уже к первым годам XIX века полностью подчиняют себе южную часть Кыргызстана. В 20-30-е годы в зависимое положение от Кокандского ханства попадает и  Северная часть Кыргызстана.  Местное население облагается налогами и податями, что приводит к мятежам.     Нестабильная политическая обстановка в ханстве порождала частые мятежи в орде, что в конечном итоге способствовало ослаблению Кокандского ханства. Усугубляли критическую обстановку в ханстве и непрекращающиеся выступления кыргызских племен. Постепенно в результате внутренней борьбы за власть, а также частых народных волнений Кокандское ханство пришло в упадок и перешло в подчинение Российской империи к 70-м годам XIX века, которая  упразднила это азиатское государство.  Но российским властям потребовалось около 40 лет чтобы завоевать киргизов и киргизскую землю, ведя беспрерывные военные и политические действия,

Господство Российской империи в Кыргызстане. После завоевания всей территории Кыргызстана Российская империя ввела здесь свою систему управления. Территория Кыргызстана оказалась разделённой между областями Жети-Суу (Семиречье), Сырдарья и Фергана Туркестанского генерал-губернаторства. Кыргызы проживали в Пишпекском, Пржевальском уездах Жети-суйской области, в Олуя-Атинском уезде Сыр-дарьинской области, в Наманганском, Чустском, Андижанском, Ошском, Маргеланском, Чимионском, Кокандском и Исфанийском уездах Ферганской области. В начале 1880 уезды Ферганской области были укрупнены и преобразованы в пять новых уездов - Кокандский, Маргеланский, Наманганский, Андижанский и Ошский. Такое административное деление полностью соответствовало царскому колониальному принципу: «разделяй и властвуй». Для управления новыми колониями Российская империя разработала отдельный свод законов (Положение). Если северная часть Кыргызстана, вошедшая в состав империи раньше, управлялась до 1886 на основании «Временного положения», принятого 11 июля 1867, то южная часть управлялась в течение 10 лет на основании «Положения», разработанного в 1873 Кауфманом. В 1886 для управления колониальными народами Туркестанского генерал-губернаторства было разработано новое «Положение», согласно которому управление приняло военно-колониальный характер.

Против принятия российского подданства киргизами выступал ряд феодалов. Однако стало очевидным, что кочевой народ не способен был оказать действенное сопротивление хорошо вооруженной и обученной армии русского царя. На приобретенных новых землях царское самодержавие  проводило колониальную политику.  В соответствии с планами царского правительства земля коренного народа была объявлена частной собственностью русского государства. Усиливающийся колониальный гнет  вызывал недовольство коренных народов и подталкивал их к освободительной борьбе. Наиболее мощными народными волнениями считаются Андижанское восстание 1898 года, а также восстание 1916 года.

###

Советский период

После Октябрьской революции 1917 г. в Кыргызстане за национальную независимость боролись некоторые политические организации. Среди них группа «Шура-и-ислам» и националистическая партия «Алашорда». Однако в 1918 году центральное правительство большевиков, эмиссары которого вели агитационную работу среди киргизского населения, объявило о вхождении Кыргызстана в состав Туркестанской АССР. Отряды вооруженных басмачей оказывали вооруженное сопротивление советской власти, но не сумели добиться значительных успехов. Окончательное подавление сопротивления произошло в конце 1920 года.  

Советская власть внесла значительные изменения в жизнь киргизов. В 1917 году было провозглашено равноправие мужчин и женщин, в 1921-м запрещено многоженство и калым (выкуп за невесту). В 1924 году Кыргызстан был переименован в Кара-Киргизскую автономную область. В мае область была переименована в Киргизскую, а в феврале 1926-го получила статус Киргизской АССР.

С 1920 годов промышленность Кыргызстана получила широкое развитие: около 88% каменного угля, использовавшегося в Средней Азии, добывалось в киргизских шахтах. Развивалась цветная металлургия, производство ртути и сурьмы, пищевая и легкая промышленность.  С 1929 года в республике началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Противников жестоко преследовали, предавали казни и отнимали у них имущество.

В результате сталинских репрессий (пик - 1936-1938 годы) были почти полностью уничтожены научная и творческая интеллигенция и мусульманские священнослужители, а вместе с ними и рукописи, и книги-активы, которые были очень ценны и значимы для киргизской общественности.

При этом к 1939 году около 82% населения киргизов от 9 до 49 лет было признано грамотным в контексте советской системы образования.

Раззаков Исхак Раззакович  (1910-1979)- советский, государственный и партийный деятель.  Работал Первым секретарем ЦК Компартии Кыргызстана (1950-1961).  Опираясь на союзные директивы, И. Раззаков проводил большую целенаправленную работу по определению путей самостоятельного развития Кыргызстана, расширению прав республики в решении региональных вопросов в экономической и политической сферах. В результате, расположенные на территории республики 225 крупных промышленных предприятий, высшие, средне-специальные и профессионально-технические учебные заведения из союзного управления были переведены в ведомство Киргизской  ССР.

Великая отечественная война

В период Великой Отечественной войны из Киргизской ССР ушло на войну более 360 тыс. человек.  316-я стрелковая дивизия, сформированная в республике, насмерть стоявшая в обороне Москвы, вошла в историю как «панфиловская» и состояла из 28 человек. Под Москвой на прорыв обороны у разъезда Дубосеково гитлеровцы бросили 50 танков. Панфиловцы погибли, но врага не пропустили.

Киргизстанцы воевали не жалея себя, бросались с гранатами под танки (Дуйшенкул Шопоков), подбивали немецкие танки и бронемашины (Даир Асанов), горели в штурмовиках (Талгат Бегельдинов).

###

Во время одного из сражений, 6 августа 1942 г., бессмертный подвиг совершил киргизский юноша из Таласской долины Чолпонбай Тулебердиев. Он скрытно подобрался к дзоту, который вел шквальный пулеметный огонь, не давая возможности советским войскам переправиться через реку Дон. Чолпонбай бросил несколько гранат, но пулемет не умолкал. Тогда уже раненный, собрав последние силы, поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дота. Пулемет захлебнулся, а товарищи Чолпонбая поднялись в атаку и выполнили приказ. Такой же подвиг через год 27 февраля 1943 года совершил Александр Матросов.  Не вернулись полей битвы десятки тысячи киргизстанцев. 73 из них удостоены высшей  награды за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами,  - Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза. 21 стал кавалером ордена Славы трех степеней, более тысяч награждены орденами и медалями. В эти годы вся экономика Кыргызстана работала на нужды фронта - была увеличена сдача продовольствия - зерна, овощей, мяса, также шерсти. Люди работали молча- веря, что приближают этим разгром врага, а значит вернутся с войны братья, мужья  и отцы. Было совершено множество  подвигов за пределами боевых полей - республика была  глубоким тыловым  местом, куда переводилось множество госпиталей. Здесь пройдя лечение тысячи раненых,  вновь возвращались в строй. Выхаживать защитников помогала вся республика, отдавая им из своего минимума лекарства, продовольствие и главное - человеческое тепло и заботу.

В целом республика советского периода отличилась высоким уровнем индустриализации, активным участием во всех процессах жизнедеятельности всего СССР.

В октябре 1990 года демократической коалиции удалось проведение выборов, на которых был избран первый президент Кыргызстана Аскар Акаев. 31 августа 1991-го, менее чем через две недели после путча в Москве, правительство провозгласило независимость Кыргызской Республики.

Аскар Акаев  возглавлял республику на протяжении пятнадцати лет, (1990-2005) пока в 2005-м его не свергли в результате «тюльпановой революции».   Он придал русскому языку статус официального в республике. Благодаря ему Кыргызстан первым из всех стран СНГ вступил во Всемирную Торговую Организацию. Главной заслугой Акаева в стране стало сохранение межнационального согласия. Одним из отягощающей сил в реализации  экономических реформ, стало наличие групп влияния в окружении Акаева, в том числе его семьи. Страна занимала высокий уровень по коррумпированности в структурах власти, программы преодоления уровня бедности не были признаны эффективными, в результате чего оппозиция свергла власть.

Второй президент республики Курманбек Бакиев пришел к власти   первой «тюльпановой» революции и (2005-2010 гг.) и свергнут благодаря второй.   Не менее авторитарный режим Бакиева запомнился кыргызстанцам  усиливающейся трудовой миграцией в ближнее и дальнее зарубежье, энергетическим кризисом, второй народной революцией и конфликтом на юге Кыргызстана.   

Президентом переходного периода стала Роза Отунбаева, передавшая  власть Алмазбеку Атамбаеву в результате выборов в октябре 2011 года.

 Кыргызстан - одно из первых в СНГ государств, провозгласивших свою национальную валюту - сом. Население современного Кыргызстана - около 6 млн человек. Государственный язык - кыргызский, официальный - русский. Является унитарным государством, состоит из семи областей (Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской, Нарынской, Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской), 22 городов  и 40 административных районов. Столица - Бишкек.

ВВП на душу населения 1000 долларов США, 30% ВВП составляют переводы трудовых мигрантов из за рубежа.

 Экспорт - золото, сурьма, хлопок, электроэнергия, шерсть, мясо, табак, уран, швейные изделия, обувь.

Основные покупатели экспорта - Швейцария 27,2 %, Россия 19,2 %, Узбекистан 14,3 %, Казахстан 11,4 %, Франция 6,7 %.

Импорт - 3,71 млрд долларов: нефть и газ, машины и оборудование, химикаты, продовольствие.

Основные поставщики импорта - Россия 36,6 %, Китай 17,9 %, Казахстан 9,2 %, Германия 8,2 %.